Блог

Как описать главного героя

Провели опрос среди наших авторов и выяснили, какие приёмы они используют для описания главных героев. Интересно, что ответы во многом совпали.

Делимся эффективными способами и отвечаем на вопросы, которые могут возникнуть у автора в процессе работы над книгой.

Не тяните с описанием внешности

Если в произведении внешность героя играет ключевую роль, опишите её сразу.
Главное делать это в начале истории, пока читатель не придумал себе совсем другой образ.

Елена Омут

шоб был интервал побольше
Например, если вы скажете, что персонаж брюнет, а читатель до этого представлял его рыжим, то в сознании читателя он так и останется рыжим.

Если у героя нет примет, которые хотелось бы выделить и которые сразу бросаются в глаза, то не стоит выдумывать несуществующие детали. Если же внешность необычная, то в первую очередь следует обратить внимание на самые примечательные черты.

Лилита

шоб был интервал побольше
Я стараюсь обращать внимание на то, что меня саму цепляет в людях, — будь то мимика, черты характера или интересные детали. Стараюсь описывать героев по этому же принципу в надежде, что если зацепило меня, то сумеет зацепить и моих читателей.

Татьяна М.

шоб был интервал побольше
Однако и слишком подробно описывать внешность тоже не стоит: читатель может устать.
шоб был интервал побольше
Подробных описаний внешности я не люблю, поэтому только те черты, которые важны, чтобы отобразить характер персонажа.

Ольга В.

шоб был интервал побольше
шоб был интервал побольше

На чём сделать акцент?

Чаще всего подчёркиваю глаза, потому что это зеркало души. А дальше то, что позволит читателю лучше представить себе героя.

Ольга В.

шоб был интервал побольше
Я всегда уделяла глазам особое внимание. В «Зло обязано быть великолепным» у глаз даже свой лор, что в некоторой степени оправдывает мою концентрацию на них.

Елена Омут

шоб был интервал побольше
Авторы начинают именно с глаз, и не просто так.
шоб был интервал побольше
Глазами тяжело врать, а их цвет начинает ассоциироваться с героем.

Елена Омут

шоб был интервал побольше
Но важно не просто сказать «у него были голубые глаза», а сделать их живыми. Например: «Его глаза меняли цвет в зависимости от настроения — в гневе они становились серыми, а когда он смеялся, в них появлялись золотые искорки». Такой приём сразу создаёт глубину персонажа.
шоб был интервал побольше
Про Калиста из «До третьей чёрной луны»:
Детали добавляются потом, а в первый раз больше внимания уделено глазам. Почему? Потому что они таки выделяют персонажа среди прочих. После водяного перепонки не так уж впечатляют, волосы после кикиморы — тоже. А вот взгляд примечательный, на такие глаза вполне можно потратить несколько лишних секунд.

Лилита

шоб был интервал побольше
шоб был интервал побольше

Как раскрыть характер героя?

Удобнее раскрывать героев через внутренние монологи, но через взаимодействие с персонажами правильнее. Качественнее всего характеры проявляются в конфликтных или стрессовых ситуациях. Может, поэтому мои персонажи попадают в них с завидным постоянством?

Татьяна М.

шоб был интервал побольше
Раскрывать характер героя я предпочитаю через диалог, его взаимодействие с другими персонажами, как он меняется в зависимости от того, с кем говорит. А ещё можно через его привычки — то, что он любит или ненавидит.

Ольга В.

шоб был интервал побольше
Не менее важную роль в описании характера играют внешние характеристики: осанка, походка, живость мимики или её отсутствие.

Лилита

шоб был интервал побольше
В описании второстепенных персонажей я стараюсь смотреть через призму гг. <...> Ещё интересный момент — клички или оскорбления. Ёмкие слова прилипают к личности, будто описывают их лучше прилагательных.

Елена Омут

шоб был интервал побольше
шоб был интервал побольше

Пробуйте визуализировать своего персонажа

Делайте наброски его внешности, а если вы не художник, то можно заказать арт у профи. Альтернатива — нейросети и специальные программы. О последних писали в этом посте.
шоб был интервал побольше
Люблю сравнивать героев с популярными персонажами фильмов и книг (хотя редакторы это не очень любят) или с животными, например. Если героя отождествляют с тигром, ему сразу хочется приписать определённые качества, как и тому, кто похож на суслика или мышонка.

Татьяна М.

шоб был интервал побольше
Чем больше разного материала насобираете, тем легче будет описать героя.
шоб был интервал побольше
шоб был интервал побольше

Нужно ли избегать клише?

В самом клише нет ничего плохого — важно подавать его правильно.
шоб был интервал побольше
Иногда стоит просто называть вещи своими именами. Синий — синим, кудрявое — кудрявым, высокое — высоким. Земля от этого не сломается. Но можно извернуться и вместо привычного нам белого цвета упомянуть литопон. Представили лицо читателя?

Лилита

шоб был интервал побольше
Это прозвучит странно, но я люблю клише и иногда сама кайфую, когда встречаю их в книгах. Это такая приятная предсказуемость: как-будто кнопочки, которые нажимаешь, уже заранее зная о том, что произойдет. И иногда без клише не обойтись. Но если всё-таки нужно избежать, то на этот счёт мне дала совет Мэри Соммер: «Заменяй абстрактное на образное» — и я всегда им пользуюсь.

Татьяна М.

шоб был интервал побольше

Короче, не тяните с описанием внешности, глаза всему голова, раскрывайте героя в диалогах и поведении, пробуйте визуализировать его и не бойтесь клише. Старайтесь оживить вашего персонажа, будто он реальный человек со своими мыслями, мнением и прошлым.

Спасибо нашим авторам!
Лилита«До третьей чёрной луны»

Елена Омут — «Зло обязано быть великолепным»

Ольга Титова — «Зов разлома»

Ольга В. (анонса пока не было, поэтому не раскрываем карты)

Татьяна М. (анонса пока не было, поэтому не раскрываем карты)