Провели опрос среди наших авторов и выяснили, какие приёмы они используют для описания главных героев. Интересно, что ответы во многом совпали.
Делимся эффективными способами и отвечаем на вопросы, которые могут возникнуть у автора в процессе работы над книгой.
Главное делать это в начале истории, пока читатель не придумал себе совсем другой образ.Елена Омут
Например, если вы скажете, что персонаж брюнет, а читатель до этого представлял его рыжим, то в сознании читателя он так и останется рыжим.
Если у героя нет примет, которые хотелось бы выделить и которые сразу бросаются в глаза, то не стоит выдумывать несуществующие детали. Если же внешность необычная, то в первую очередь следует обратить внимание на самые примечательные черты.Лилита
Я стараюсь обращать внимание на то, что меня саму цепляет в людях, — будь то мимика, черты характера или интересные детали. Стараюсь описывать героев по этому же принципу в надежде, что если зацепило меня, то сумеет зацепить и моих читателей.Татьяна М.
Подробных описаний внешности я не люблю, поэтому только те черты, которые важны, чтобы отобразить характер персонажа.Ольга В.
Чаще всего подчёркиваю глаза, потому что это зеркало души. А дальше то, что позволит читателю лучше представить себе героя.Ольга В.
Я всегда уделяла глазам особое внимание. В «Зло обязано быть великолепным» у глаз даже свой лор, что в некоторой степени оправдывает мою концентрацию на них.Елена Омут
Глазами тяжело врать, а их цвет начинает ассоциироваться с героем.Елена Омут
Про Калиста из «До третьей чёрной луны»:
Детали добавляются потом, а в первый раз больше внимания уделено глазам. Почему? Потому что они таки выделяют персонажа среди прочих. После водяного перепонки не так уж впечатляют, волосы после кикиморы — тоже. А вот взгляд примечательный, на такие глаза вполне можно потратить несколько лишних секунд.Лилита
Удобнее раскрывать героев через внутренние монологи, но через взаимодействие с персонажами правильнее. Качественнее всего характеры проявляются в конфликтных или стрессовых ситуациях. Может, поэтому мои персонажи попадают в них с завидным постоянством?Татьяна М.
Раскрывать характер героя я предпочитаю через диалог, его взаимодействие с другими персонажами, как он меняется в зависимости от того, с кем говорит. А ещё можно через его привычки — то, что он любит или ненавидит.Ольга В.
Не менее важную роль в описании характера играют внешние характеристики: осанка, походка, живость мимики или её отсутствие.Лилита
В описании второстепенных персонажей я стараюсь смотреть через призму гг. <...> Ещё интересный момент — клички или оскорбления. Ёмкие слова прилипают к личности, будто описывают их лучше прилагательных.Елена Омут
Люблю сравнивать героев с популярными персонажами фильмов и книг (хотя редакторы это не очень любят) или с животными, например. Если героя отождествляют с тигром, ему сразу хочется приписать определённые качества, как и тому, кто похож на суслика или мышонка.Татьяна М.
Иногда стоит просто называть вещи своими именами. Синий — синим, кудрявое — кудрявым, высокое — высоким. Земля от этого не сломается. Но можно извернуться и вместо привычного нам белого цвета упомянуть литопон. Представили лицо читателя?Лилита
Это прозвучит странно, но я люблю клише и иногда сама кайфую, когда встречаю их в книгах. Это такая приятная предсказуемость: как-будто кнопочки, которые нажимаешь, уже заранее зная о том, что произойдет. И иногда без клише не обойтись. Но если всё-таки нужно избежать, то на этот счёт мне дала совет Мэри Соммер: «Заменяй абстрактное на образное» — и я всегда им пользуюсь.Татьяна М.
Короче, не тяните с описанием внешности, глаза всему голова, раскрывайте героя в диалогах и поведении, пробуйте визуализировать его и не бойтесь клише. Старайтесь оживить вашего персонажа, будто он реальный человек со своими мыслями, мнением и прошлым.